Что такое квадрокоптеры и какими они бывают?
До полномасштабного вторжения результатами применения квадрокоптеров были, в основном, зрелищные видео от YouTube-блогеров и клипмейкеров. Сегодня эти сравнительно небольшие устройства состоят на службе наших военных, а их эффективность сложно переоценить. В этой статье поговорим о том, что из себя представляет квадрокоптер, когда появился и в чем его отличия от дрона. А также разберемся, какие квадрокоптеры запрещены, а для каких регистрация является обязательной процедурой. Поехали!
Что такое квадрокоптер?
Слово «квадрокоптер» собрано из двух частей: «квадро» – в переводе с латыни означает «квадрат» или «четырехугольник», и «птер» – что в переводе с древнегреческого трактуется как «крыло». Это как раз тот случай, когда название полностью соответствует конструкции устройства.
Полет квадрокоптера осуществляется за счет четырех винтов, запускаемых силовым блоком. Причем два из них вращаются в одну сторону, а остальные два – в другую. Все маневры также происходят благодаря пропеллерам, вернее мощности, которая подается на каждый из них. Кстати о мощности. Как правило, в квадрокоптерах используются электродвигатели бесколлекторного типа. Они меньше и легче коллекторных, а их ресурс увеличен в несколько раз.
Управлять летательным аппаратом можно как с пульта, который идет в комплекте, так и с помощью специальной гарнитуры-очков и контроллера. Все зависит от модели и совместимости аксессуаров. При втором варианте квадрокоптер превращается в FPV-дрон («First Person View») с эффектом полного ощущения полета.
Глазами «пилота» служит блок камер, а органами чувств самого устройства:
- оптические датчики позиционирования для обхода препятствий;
- барометр для удержания определенной высоты;
- GPS-модуль для точности местоположения и таких опций, как «Возврат домой» или «Слежение за объектом»;
- инфракрасный датчик для точности определения высоты.
Все это великолепие помещается в компактный или не очень корпус в зависимости от грузоподъемности квадрокоптера.
Отличие дрона от квадрокоптера
По сути, квадрокоптер – это частный случай такого более широкого понятия как «дрон». Кстати, само слово Drone из английского языка и имеет два значения – глухое жужжание и трутень. Так стали называть бипланы-мишени, которые использовались британскими летчиками для тренировочной стрельбы еще в тридцатых годах прошлого века. Проволока, скрепляющая крылья устройств, издавала характерный звук, похожий на жужжание.
Сегодня к дронам относятся и мультикоптеры, и БПЛА самолетного типа, и катера, и даже антропоморфные устройства. Всех их объединяет возможность функционировать на автопилоте.
Когда появились квадрокоптеры?
Идея создания квадрокоптера пришла французскому инженеру Этьену Эмишену еще в 1920 году. А реализовать ее смог Георгий Ботезат – американский изобретатель родом из Бессарабии. В 1922 году его квадрокоптер, управляемый одним пилотом и несущий 450 кг груза на борту, впервые не просто поднялся в воздух, но и удачно приземлился. В итоге было совершено около 100 полетов, а устройство стало первым вертолетом на службе у ВВС США.
Однако, программу финансирования идей Ботезата вскоре свернули, сделав ставку на гиропланы (автожиры). И лишь в 2006 году компания MikroKopter (Германия) при сотрудничестве с командой профессиональных пилотов создала первый набор для авиамоделиста, состоящий из набора печатных плат – «сердца» беспилотника. Нередко частями корпуса получившихся устройств ставала домашняя утварь.
Но большинству потенциальных «пилотов» хотелось получить готовый квадрокоптер прямо из коробки. И вот в 2013 году китайская компания DJI выпустила свой первый дрон DJI Phantom, который тут же стал народным. Всего за $700 пользователь становился обладателем легкоуправляемого устройства, в котором откалибровать нужно было лишь компас. С тех пор индустрия квадрокоптеров продолжает стремительно развиваться.
Какие квадрокоптеры запрещены?
Со вступлением в силу Закона о военном положении в Украине воздушное пространство закрылось не только для гражданской авиации, но и для любых беспилотных летательных аппаратов, в том числе и квадрокоптеров.
Если до полномасштабного вторжения было запрещено летать (и снимать) над атомными и гидроэлектростанциями, заповедниками, предприятиями химической промышленности и военными объектами, то сегодня за несанкционированный полет как минимум грозит штраф до 8500 грн. А как максимум (если «пилот» будет уличен в шпионаже) до 5 лет лишения свободы. Производить съемку с дрона можно только после согласования с военной администрацией. Таковы правила военного времени.
Какие бывают квадрокоптеры?
Квадрокоптеры различаются по множеству признаков и характеристик. Одна из них – это класс, то есть расстояние между роторами по диагонали. Чем он выше, тем больше двигатель и аккумулятор можно установить, тем выше грузоподъемность и в целом возможности устройства.
Классификация квадрокоптеров выглядит следующим образом:
- Микро. Суперкрошечные квадрики для развлечений и полетов по квартире;
- Мини. Эти уже по площади как две ладони, но на улице их лучше использовать в безветренную погоду;
- 250 класс. Диагональ их рамы доходит до 200 мм. Такие устройства уже обладают разными режимами полета и имеют на борту неплохие камеры. Размеры очень популярны и в среде любителей гоночных дронов;
- 350 класс. Эти квадрокоптеры могут быть оснащены подвес-стабилизатором с 4K-камерой;
- 450 класс. Обычно устройства этого класса собирают собственноручно из KIT-набора. навешивая на раму все необходимое;
- 550 класс и выше. Дронам с таким межроторным расстоянием «по плечу» профессиональная видеоаппаратура и другие полезные грузы без ущерба для производительности устройства.
Да, я не упомянул типы оборудования для передачи FPV-сигнала. Их существует два: аналоговое и цифровое. По сравнению с «цифрой» аналоговое оборудование начального уровня (2,4 ГГц) имеет более низкую задержку передачи сигнала и дешевле. Однако, часто картинка страдает от помех устройств, работающих на той же частоте.
В свою очередь, задержка видеопотока при использовании цифрового оборудования начального уровня (те же 2,4 ГГц) может усугубляться с увеличением расстояния между пилотом и коптером. Поэтому выбирать FPV-дрон лучше с 5 ГГц в цифре или 5,8 ГГц в аналоге.
Какие квадрокоптеры нужно регистрировать?
Довоенное законодательство предусматривало обязательную регистрацию квадрокоптеров весом более 20 килограмм. Также нужно было обратиться в Украэроцентр (Украэрорух), если планировался полет в запрещенной зоне на высоте более 50 метров. Сегодня все вопросы по использованию коптеров решаются только через военных.
Читать наш блог в Telegram