Мир новой реальности

19 октября 2016
Привычный для нас онлайн-мир уходит с плоских экранов в виртуальное пространство. Меняется не просто формат технологий, но и принципы нашего взаимодействия с ними. Распространение виртуальной реальности заставит нас иначе взглянуть на такое обычное понятие как пространство. Просто представьте, что мы сможем преодолеть любые расстояния, а все красоты мира станут доступны по простому нажатию кнопки.


1.jpg


Изначально работа с компьютером была сложным процессом, требующим специальных навыков, и заключалась в ручном наборе команд на зловещем чёрном экране. Но со временем Стив Джобс, Билл Гейтс и другие инноваторы сделали интерфейс простым и интуитивным. На смену командам для компьютера пришли символические значки, которыми можно легко управлять с помощью мышки. 


2.jpg


Сейчас мы взаимодействуем с технологиями с помощью экранов, на которых мы видем то, что называется графическим интерфейсом пользователя. Теперь это само собой разумеющиеся вещи, но в своё время они были прорывными. Развитие персональных компьютеров привело нас к моменту, когда гаджеты может освоить каждый, включая вашу бабушку. 

Начало

Идее виртуальной реальности уже много лет, но только в последнее время мир подобрался настолько близко к этой границе, что вот-вот — и можно будет пощупать. При этом, сам термин «виртуальная реальность» вошёл в употребление примерно тридцать лет назад.

Все началось с того, что американские ВВС заинтересовались виртуальной реальностью и стали использовать эту технологию для тренировок пилотов. Уже в 1968 году они получили первый VR-симулятор, с эффектом присутствия в комнате, в центре которой крутился куб. Благодаря американским военным появилась система отслеживания положения головы, а в 1985 году NASA разработала шлем под названием Virtual Environment Display System, который имел LCD-дисплей, светодиоды и следил за движением головы. Смысл был в создании устройства для удалённого изучения мест, в которых нельзя побывать лично.


3.jpg


Идея погружения в виртуальный мир витала в воздухе еще со времен романов Филипа Дика. Но только к концу восьмидесятых VR стала достоянием общественности, а настоящую популярность технология получила после выхода на большие экраны голивудских фильмов. Например, фильм «Трон», вышедший в 1982 году, способствовал повышению интереса к «тотальному погружению», а «Газонокосильщик» (1992) взбудоражил зрителей небывалыми компьютерными эффектами, воплотив на экране все то, что до этого можно было только представить.

В начале 1990-х пионером в сфере VR стала Virtuality Group разработав несколько систем виртуальной реальности, которые позволяли играть по сети и включали в себя шлем, джойстик и перчатки. Благодаря этой компании появилась возможность проводить исследования в сфере развлечений, образования, медицины и архитектуры, а виртуальной мир стал доступен каждому. 


4.jpg


Но после 1995 года индустрия виртуальной реальности начала схлопываться, ведь никто не смог удовлетворить запросы потребителей, которые ожидали заоблачных эффектов из голливудских фильмов от систем VR. Кроме этого, ни одной из компаний не удалось получить прибыль от продажи подобных устройств. Первая ставка на VR не сыграла и перспективное направление лишилось публичного внимания.

Довершилось это поражение появлением интернета и выпуском на рынок игровых приставок Sega Saturn и PlayStation. Общественность и пресса нашли новые технологии для обсуждения, а виртуальной реальности нечего было предложить взамен.


6.jpg


Именно период до 2000 года запомнился общественности как «история развития виртуальной реальности». Поэтому сегодня VR-шлемом и виртуальными тренажёрами никого не удивить, а в воздухе витает неуловимое ощущение того, что виртуальная реальность давно с нами и никуда не уходила.

Virtual reality 2.0

Вторая волна интереса к виртуальной реальности пришла в 2012 году, когда на Kickstarter выходит проект под названием Oculus Rift и собирает $250 тысяч буквально за час. Секрет успеха кампании очень прост: команде разработчиков удалось решить большинство проблем связанных с восприятием виртуальной реальности. 


7.jpg


Помимо этого, падение стоимости сопутствующих технологий привели к тому, что Oculus Rift можно купить в десятки и даже сотни раз дешевле, чем самую лучшую систему виртуальной реальности десять лет назад. После успеха Oculus другие компании тоже вышли на рынок виртуальной реальности. Например, Sony анонсировала свою гарнитуру вместе с новым поколением консолей PS4, а Samsung выпустили Gear VR, где в качестве основного дисплея выступает смартфон. Рынок VR буквально взорвался разнообразными предложениями в сфере виртуальной реальности, которые сыпались отовсюду так же, как некогда посыпались смартфоны.

Настоящее

Как ни крути, виртуальная реальность придёт к нам быстрее, чем мы ожидали и по-настоящему впечатляет именно перспектива применения виртуальной реальности в нашей повседневной жизни. Сегодня самый актуальный тренд в мире VR — это игры и виртуальная реальность для них — настоящая революция.

Теснее общение игрока с вымышленным миром может быть, только если он сам вымышлен. Виртуальная реальность предоставляет стопроцентное погружение и полное отождествление себя с главным героем. 

Нужно учитывать, что индустрия игр — это тяжёлый маховик, который раскручивается, чтобы вывести виртуальную реальность в мир. Но со временем VR выйдет за эти пределы и люди, которые сегодня создают компьютерные игры, в будущем будут заниматься архитектурой, виртуальными прогулками, фильмами и прочим.

Уже сейчас существует множество виртуальных тренажеров для самых разных сфер и с развитием технологий виртуальной реальности, каждый сможет испытать себя в роли пилота истребителя или операторов АЭС. И это всего лишь несколько вариантов из тысяч возможных способов применения VR в области симуляторов.


9.jpg


Другим крайне полезным использованием гаджетов виртуальной реальности станет проектирование и архитектура, наряду с виртуальными экскурсиями и посещениями музеев. Надев VR-очки, мы сможем использовать неисчерпаемые ресурсы для проектирования любых конструкций и в плане таких применений возможности виртуальной реальности практически безграничны.

Также, перспективной сферой является медицина, где использования VR позволит врачу лучше подготовиться к операции и предупредить все чрезвычайные ситуации. С применением технологий виртуальной реальности любой эксперимент или обучение студентов станет эффективнее. 


10.jpg


Кроме этого, VR используется для лечения фобий, реабилитации и облегчения боли. Многочисленные эксперименты доказали, что виртуальная реальность как терапевтический инструмент действительно облегчает боль, а в процессе лечения фобий виртуальную среду можно контролировать, что очень важно.

Будущее


VR меняет наше восприятие пространства не только с помощью игр и симуляторов, ведь виртуальная реальность — это совершенно иной формат, в котором вы погружаетесь в новое пространство ещё до перехода к основным функциям программы.

Несмотря на растущий страх перед изоляцией, многие эксперты обнадёживают нас верой в то, что виртуальная реальность на самом деле сделает нас ближе друг к другу. Ведь если задуматься, эта технология способна переносить нас в окружение других людей и даёт возможность разделять их личный опыт.

Вместо того чтобы представлять чужой опыт по словесному описанию, вы можете погрузится в него сами. Эти социальные и пространственные инновации не просто изменят жизни отдельных людей, но и окажут огромное влияние на технологические компании.


11.jpg


При этом, влияние компаний распространится и на другие аспекты виртуальных миров. Сейчас Google предлагает варианты поиска на основе истории запросов, а в будущем посещаемые нами места в виртуальной реальности будут подстраиваться под наши индивидуальные предпочтения.

Не отстает от тренда и Facebook, делая первые шаги в сторону виртуальной реальности. В будущем появится возможность сохранять дорогие нам моменты и приглашать друзей разделить эти события с нами. И в перспективе Facebook может стать машиной времени, которая позволит погружаться в виртуальные воспоминания.


12.jpg


Похоже, что виртуальная реальность становится темой №1 современности и она, если верить последним исследованиям, меняет мышление человека, но насколько интенсивно, это, конечно, нам еще предстоит узнать.

Что дальше? Это мы узнаем совсем скоро, независимо от того, будете вы ходить в шлеме, очках или линзах, основной интерфейс — человеческий глаз — останется неизменным. И поскольку, большую часть информации мы воспринимаем визуально, то идея о мире, где все что мы видим, можно изменить просто одев очки, по-настоящему впечатляет!